А. Дзермант. Народ — Держава — Мир
Нам давно пора использовать славянские, русские слова для важных с политической и идеологической точки зрения понятий. «Народ» вместо «нации». Славянский термин, на мой взгляд, для нас более органичен, в нем виден акцент на родящую, порождающую, родственную суть общности.
Латинское natio тоже этимологически связано с рождением, но «нация» в современном значении возникла во времена Французской революции и стала означать коллективного суверена вместо монарха, где главную роль должно было играть буржуазное сословие. С этого времени возникает и национализм как идеология правящего буржуазного класса, необходимая для контроля над «национальной» территорией, а также для территориальной экспансии и борьбы с другими «нациями».
В этом смысле понятие нации обязательно должно приводить к национализму. А национализм всегда ведет к конфликтам как внутри общности, как правило, разнородной, так и с другими общностями ради «рынка» и «жизненного пространства». Нация и национализм как сущностные явления неразрывно связаны именно с западноевропейским капиталистическим строем.
В понятии «народ» нет этих смыслов. Наоборот, народничество как стремление изучить, понять, сделать субъектом простой люд, крестьян, рабочих, а не только буржуазию – это антипод национализма.
«Народ» действительно сущностно отличается от «нации». Как известно, в Европе распространились две концепции нации: гражданская, или французская, суть которой заключается в том, что в нацию включаются все граждане государства без различия этнического происхождения, и этническая, или немецкая, когда нация определяется исходя из этнического и этноязыкового родства.
Крайности этих двух моделей мы могли наблюдать на протяжении истории: исключительный этнический национализм приводит к нацизму и расизму, а чрезмерно включительный гражданский национализм через практику мультикультурализма вообще приводит к размыванию идентичности, формированию этнических и религиозных гетто и, по сути, к распаду народного сообщества, а не к его интеграции.
Мы не должны механически следовать за западными моделями нации и в целом за идеологией национализма, из них проистекающей. Если мы исходим из исконного для нас понятия «народ» и производного от него «народничества», то их идейное и практическое содержание должно быть другим.
Семантически слово «народ» означает группу народившихся людей, то, что народилось и собралось в роде, совокупность ныне живущего рода. При этом род определяется не только кровными отношениями, генетическим родством. Инородцы могут быть приняты в род, с ними можно породниться и образовать единый народ. Чтобы породниться, нужно принять единые общие правила поведения, ценности, обычаи, культуру, говорить на одном символическом и фонетическом языке. Таким образом, народ – это людская общность, народившаяся и совместно проживающая на определенной территории.
В этом смысле евразийское народничество отличается и от этнической, и от гражданской концепции западной нации. В народе есть этнокультурное и языковое начало, идущее от определенного рода, но и есть и более широкое территориальное, позволяющее принимать в народ «инородцев».
В этом смысле идеология национализма, особенно этнического – это чужеродное для нас явление, т.н. «националисты» — это те, кто не верят в свой народ, в его объединительную и вбирающую силу, те, кто не любят по-настоящему свой народ, а только боятся других народов и ненавидят их.
«Держава» вместо «империи». Славянское слово «держава» отсылает нас к сакральной функции государства – удерживать землю-страну в состоянии порядка, сдерживать хаос распада. Латинское imperium образовано от глагола imperare «командовать, повелевать» и несет совершенно другой смысл, смысл подчинения и господства, который максимально воплотился в западном колониальном империализме.
Отличие державности от империализма в этом – удержание общего пространства для совместного развития вместо эксплуатации и высасывания ресурсов из колонизируемых провинций.
«Мир» вместо «цивилизации». Славянское слово мир имеет три значения: 1) мир как вселенная, система мироздания; 2) мир как согласие, спокойствие, отсутствие войны и ссоры; 3) мир – это то место, где живут люди моего народа, «мы», место, хорошо обжитое, устроенное, где царит «порядок», «согласие между людьми», «закон».
Все эти значения для нашей картины мира подходят гораздо лучше, чем понятие «цивилизация», образованное от латинского civilis «гражданский, государственный», которое восходит к civitas «город, государство». В понятии «цивилизация» изначально заложен расистский смысл, потому как «цивилизованным» считался только тот, кто принадлежит к римскому государству, все остальные – варвары, не знающие истинной цивилизации.
Славянское «мир» – более широкое, открытое понятие и оно соответствует тому, как мы пониманием суть Русско-евразийской цивилизации. Так что правильнее было бы говорить «Русско-евразийский мир».
Можно даже озвучить наше самобытное понимание всех трех понятий: Наш Народ Державой удерживает Мир – Держава Мира.
Алексей ДЗЕРМАНТ
Источник: «Центр Льва Гумилёва»