А. Дзермант. Мавзолей бессмертия Русской цивилизации

А. Дзермант. Мавзолей бессмертия Русской цивилизации

В спорах о мавзолее Владимира Ильича Ленина и захоронении ее тела часто прибегают к странным аргументам: и сам мавзолей, и забальзамированное тело вождя – это что-то чуждое русской и православной традиции и культуре.

На наш взгляд, все ровно наоборот. Мавзолей и Ленин в нем, ставшие символами России, Москвы и Красной площади для миллионов людей во всем мире как раз отражают самобытные духовные элементы русской (в самом широком смысле этого слова) культуры.

Основная идея, двигавшая теми, кто принимал решение о сохранении тела Ленина и возведения для него мавзолея – это идея бессмертия. Один из ближайших соратников Ильича, а потом его внутрипартийный оппонент Александр Богданов – лидер большевиков-богостроителей, к которым относились также нарком просвещения Анатолий Луначарский и писатель Максим Горький, разрабатывал учение о продлении жизни и бессмертии. Именно эти круги, преодолев все свои противоречия с вождем, повлияли на создание мавзолея.

Тему бессмертия и воскрешения Богданов воспринял от Николая Фёдорова – родоначальника русского космизма и самобытного философа, в основе взглядов которого было православно-космическое миропонимание. Федоров считал, что смерть – это величайшая несправедливость нашего мира, зло как таковое, которую необходимо исправить объединенными усилиями всего человечества в рамках общего дела. Свершив это, преодолев смерть, воскресив всех наших предков человечеству суждено распространять жизнь и осваивать другие планеты.

Согласитесь, очень русская мечта – одновременно запредельная и глубоко религиозная. И в этой точке русский космизм и русский коммунизм сходятся. Общее дело ради исправления вселенской несправедливости и жизни. Это суть русской идеи, ее метафизическое ядро, которое можно найти как в православной, так и в коммунистической форме.

Мавзолей ошибочно сравнивают с храмами-зиккуратами Месопотамии, в которых не было никаких захоронений. Мавзолей – архитектурное воплощение стремления к бессмертию и это универсалия человеческой культуры. Египетские пирамиды одна из таких форм, но гораздо ближе к нам другая – погребальные курганы.

Курганные культуры, по-видимому, возникли в нашей части Евразии, а наивысшего своего расцвета они достигли в скифское время. Скифские курганы – с погребенными внутри них телами вождей, воителей, жрецов и жриц вместе с великолепными предметами, выполненными в зверином стиле и каменными изваяниями на этих курганах – это ближайшая и более понятная нам аналогия. Мавзолей – каменный скифский курган на Красной площади.

Сам курган – это небесная гора, по которой вверх, в рай отправляется душа предка, а тело его покоится внизу, под толщей земли. Именно скифы, скорее всего, на нашей территории освоили искусство бальзамирования тел усопших, особенно на Алтае, где в курганах Пазырыкской культуры найдены прекрасно сохранившиеся останки скифских вождей со «звериными» татуировками.

Курган – это дом предков, символ их бессмертия, связи с ныне живущими. Поэтому курганы были не просто могильником, но местом, где сообща справлялись тризны, проходили праздники и состязания. Такую же роль в советское время играл и мавзолей Ленина, на котором военные парады и праздничные демонстрации принимали вожди Красной державы.

Идея бессмертия не только души, но и тела, преображенного святостью не чужда и православной, христианской вере. Многочисленные мощи святых, почитаемые в храмах и вне этих – свидетельство тому. Нетронутые тленом тела, останки умерших праведников являются свидетельством их святости, близости к Богу, они помогают людям избавиться от недугов, болезней, то есть, преодолеть смерть, продолжая жизнь.

В глубинном основании Русской цивилизации находятся три элемента: священство, царство и земство. Священство – это святые и святость, церковь и сакральное в разных формах. Царство – это государство, конкретно-историческая политическая форма. Земство – это люд-народ, почитающий святость и служащий своему государству.

Исходя из этого для обеспечения жизнеединства и бессмертия Русской цивилизации необходимо поддержание пламени всех трех элементов. Православные верующие и те, кто идут путем святости почитают в своей форме – святых, их мощи, храмы, источники, могилы и другие сакральные места.

Государевы люди, державники почитают то, что служит основанием страны, её многотысячелетнего строя и единства. Если хранители святости и царства не справляются со своей задачей – народ их сносит, основывая новые формы священного и государственного.

Ленин был тем, кто возглавил народную стихию в поисках новой жизни. Мавзолей Ленина для современной России и тех, кто себя с ней связывает – это мощнейший символ. Советская держава, обновив политические и социальные формы исторической России, вдохновив на подвиг-самопожертвование свой народ ради Победы, привнесла многое в основание ее бессмертия.

А еще она стала примером, в том числе, идейно-эстетическим для Евразии и мира. После мавзолея Ленина идею с публичным почитанием вождей воплотили и продолжают в Китае, Вьетнаме, КНДР.

Ленин, его нетленное тело в мавзолее – это символ бессмертия Русской цивилизации, того живого огня, который зажег лидер Русской революции для преодоления зла и несправедливости.

Алексей ДЗЕРМАНТ

Источник: «Евразийский центр им. Льва Гумилёва»

Читайте также

Вадим Кожинов. Русская песня – главная основа отечественной культуры Вадим Кожинов. Русская песня – главная основа отечественной культуры
5 июля мы отмечали 95-летие со дня рождения выдающегося русского мыслителя и историософа Вадима Валериановича Кожинова. Сегодня предлагаем вниманию читателей его статью «О главной основе отечеств...
14 июля 2025
Томичи приняли участие в фестивале «Иткульское лето» в Алтайском крае Томичи приняли участие в фестивале «Иткульское лето» в Алтайском крае
Татьяна Михайловна Дудина, руководитель ансамбля «Батуринские сибиряки», ставшая лауреатом 2-й степени на фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025» в номинации «Подвижничество и просветительская деятель...
14 июля 2025
Андрей Коробов-Латынцев – о новой книге Рустема Вахитова Андрей Коробов-Латынцев – о новой книге Рустема Вахитова
Рустем Ринатович Вахитов, крупнейший наш специалист по левому евразийству, выпустил в издательстве «КПД» книгу о Ленине. Я ее начал читать еще до того, как разгорелся скандал с печально известным филь...
13 июля 2025