А. Бобров. О церемониях и смыслах
С 1 сентября Министерство просвещения вводит много патриотических новшеств – от исторического просвещения первоклашек до классных часов «Разговоры о важном». Но самая понятная акция, опять же скроенная по американскому образцу – это новый ритуал, о котором сказал президент Владимир Путин 22 августа в поздравлении: «С первого сентября этого года во всех школах страны учебная неделя будет начинаться с торжественной церемонии поднятия флага и исполнения гимна».
«Учительская газета» привела цифры непонятного опроса: «Для 30% участников опросов такие церемонии являются объединяющими и воспитывающими у ребят уважительное отношение к культуре и истории страны. Не считают церемонию необходимой 21% респондентов, 17% не определились с позицией по этому вопросу». Не понял, где остальные 32%? Но зато понятно: деньги из бюджета будут охотно осваивать – на закупку государственной символики для школ в России выделили около 1 млрд рублей. На эти средства образовательные организации обеспечивают флагами, гербами и флагштоками. На 40 с лишним тысяч школ – многовато… А флагштоки, между прочим, мы сами на уроках труда делали.
Но главная беда всех этих патриотических акций с соревнованиями, у кого больше флагов или шире полотнища, а не осмысленность символики. Каждое 1 сентября спрашиваю поступивших студентов: вот флаг университета, а вот триколор. Что вы о нем знаете, что символизируют три полосы, что он таит в своих складках? Такое услышишь…
Нас стараются просветить: мол, триколор, поднятый более трех веков назад на первом российском военном корабле, оставался символом России в непростые, сложные периоды истории – при Петре Великом на этапе становления Российской империи, на полях сражений мировой войны и в противоречивое время кардинальных перемен… Пожалуй, это преувеличение. Не был он символом целых три века. Государственные флаги вплоть до середины ХIХ века практически не использовались в армии и, соответственно, не могли появиться «на полях сражений». Бело-сине-красный флаг использовался исключительно на флоте, а черно-желто-белый... Да вообще почти нигде не использовался. На Полтавском и Бородинском полях (вспомним реалистические картины) были знамена полков всех цветов – чаще золотистые.
Ну а дальнейшие сравнения вообще оспариваются. Сыплются доказательства и фото использования триколора власовской армией и прочие исторические примеры. В современную Россию триколор возвратился в 1991 году – в дни переворота. Настоящие революции обычно создают, творят новые святыни и символы. А контрреволюции впопыхах приспосабливают старое, поспешно переделывают, не вникая в содержание, как было с первым гимном России – слова на великую музыку Ивана Глинки так найти и не смогли. Идей-то было негусто: завладеть народной собственностью, зачеркнуть старое. В том числе, и Красное знамя. Но разве зря его выносил на теле под окровавленной гимнастеркой последний боец части? Ведь ясно же, что Юрий Кузнецов написал пророческие строки не про стяг Дмитрия Донского. Он писал всегда о современности:
Сокрыты святые обеты
Земным и небесным холмом.
Но рваное Знамя Победы
Я вынес на теле моем.
И поэт вынес, и многие из нашего поколения, и молодые, смотрю, особенно которые воюют, латают Знамя Победы. Но, повторяю, пока у нас другое, надо использовать в патриотической работе его. От дежурных слов становится скучно и грустно… А ведь у нас объявлялся Год культурного наследия – именно оно (литература – главное культурное наследие) способно многое объяснить, примирить, придать фанфарам не казенное, а духовное наполнение.
Я лет двадцать назад уже писал на этих страницах, что почти примирило меня с российским триколором, который для многих служит символом ельцинской России, а для фронтовиков вообще неприемлем как власовский флаг. С благодарностью вспоминаю свою одноклассницу Марину Сергеевну Серебрякову. Она жила в Замоскворечье, иногда я провожал ей домой по Малой Ордынке. Потом попала по причуде судьбы в Ферапонтово, влюбилась во фрески Дионисия, да так и осталась там, бросив Москву, куда миллионы рвутся. Несгибаемая, рано поседевшая москвичка сделала музей гордостью Вологодчины, подняла его до уровня объекта мирового значения, в котором работало, когда я приехал, 47 человек – почитай, все работоспособные женщины Ферапонтова, а еще вырастила двоих защитников Родины, старший сын Денис служил в спецназе, полтора года воевал в Чечне. Но я о другом…
Приехал к ней в морозном январе, через вологодское лесное кружево, и Марина привела меня в холодный и от этого более таинственный вечерний храм. А я тогда писал книгу «Святыни и символы России». И Марина, как почувствовав, подвела меня к вратам внутри храма и показала фигурные дуги над ними, которые называются архивольтами.
«Видишь, после зеленого архивольта, символизирующего первозданную, нерукотворную природу, идут еще три главных архивольта, обозначающих земную жизнь и деяния, и порывы человека, и его уход. Красная символизирует земные плоды, радость жизни; вторая, голубая, – его небесные, духовные устремления, а третья, белая, символизирует вечность, вступление в Царство небесное. Белый цвет – и крестильной рубашки, и савана. Так вся наша православная символика говорит, и гамма самого Дионисия… Мне это прямо на экскурсии открылось с московскими ребятами из одной гимназии. Я сама поразилась и убежденно им об этом рассказала: почему – красный, синий, белый. Через некоторое время, в День российского флага, что ли, смотрю по телевизору, как президент Путин пришел в гимназию и стал спрашивать, что символизируют три полосы на государственном флаге? Один гимназист говорит прямо моими словами: земные деяния, небесные устремления, вечность. Посмотрела запись экскурсий – так это как раз из той гимназии ученик слушал мое открытие... Вот это совпадение! Тоже символика, а сам Путин о ней забыл, наверное…»
Кстати, нравится мне и другое, имперское толкование: белая полоса – это Белая Русь, синяя – Великороссия, а красная – Украина, Червонная Русь, как ни топчут ее историю сами украинцы. Но надо рассказывать, чтобы дети думали, вникали! Мне накануне Дня знаний эта очень русская и органичная символика еще вот почему вспомнилась. Марина тогда в слабо освещенном храме вдруг усмехнулась (она со школьных лет была ироничной) и убийственно добавила: «А немецкий флаг – тоже красивый, броский, но почему наверху (как венец устремлений?) не наш белый, а черный цвет? Бедные немцы, подумала, сравнив...»
Да, вот эти чинные, упакованные, часто самодовольные немцы, действительно, бедные – в нашем с ней понимании: столько страшных войн развязали, сколько кровавых злодеяний совершили! Это ж надо заслужить того, чтобы простые матери (а не продажные журналисты с вечной российской угрозой) плачущих детишек успокаивали десятки лет: «Молчи, а то немец придет». И сегодня они – под черной полосой своего флага, еще глотнут по заслугам за свое чванство и пресмыкательство перед Штатами.
История, особенно запечатленная в настоящей литературе, в поэзии и песне, переполнена прозрениями, символическими совпадениями и смыслами. Вот об этом, прежде всего, надо говорить на классном часе – «Разговоры о важном». Но кто самих учителей для таких бесед подготовит?
Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
Источник: «Советская Россия»