А. Антонов. О единстве культур Белой и Большой Руси
Янка Купала, настоящее имя Иван Доминикович Луцевич (1882, Виленская губерния – 1942, Москва), белорусский поэт, переводчик, драматург, публицист. Родился в белорусской католической семье. Родители были обедневшие белорусские шляхтичи. Дед поэта арендовал землю у Радзивиллов, но был ими изгнан с родных мест. Этот факт лёг в основу купаловской драмы «Раскіданае гняздо» («Раскиданное гнездо»).
В 1909-1913 годах поэт учился в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах А. Черняева, затем в 1915 году – в Московском народном университете А.Л. Шанявского.
После революции Янка Купала пережил польскую оккупацию Минска, в котором остался жить до Великой Отечественной войны. В годы войны его патриотическим стихотворениям присуща антифашистская направленность. Уехав в ходе эвакуации из Минска, Янка Купала обосновался в Печищах, населённом пункте недалеко от Казани.
Его труды были высоко оценены Советской властью – народный поэт БССР (1925), Академик АН БССР (1928) и Академик АН УССР (1929). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941), награждён орденом Ленина.
Может возникнуть вопрос, почему бывший шляхтич, родившийся в католической семье, связал свою судьбу с Великой (Большой) Россией, Советским Союзом, а не с католической Польшей. Думаю, это, прежде всего, произошло ввиду родства, даже единства культур, народов Белой и Большой Руси.
Как известно, территория Беларуси в древности была заселена славянорусскими племенами. В большей степени союзом племён кривичей, ареал расселения которых – Витебская, Могилёвская, Минская и Гродненская области, а также российские области – Смоленская и Псковская. В средние века на территории Белой Руси, как всем известно, располагались древнерусские княжества. Наиболее известные – Полоцкое, Туровское, Пинское, Витебское.
С середины 13 века белорусские земли входят в состав Великого княжества Литовского, полное название которого Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское (Жамойтское). Что, к сожалению, малоизвестно сегодня в России. Государственным языком Княжества, как и древнерусских княжеств, был русский язык того времени.
Жемайтия – территория на северо-западе современной Литвы, жемайтов славяне называли «жмудью». А термин «Литва» мог возникнуть от наименования земель славянских племён лютичей. Лютва – Литва. Самоназвание лютичей – вильцы, велеты. Отсюда, видимо, и название города Вильно (современный Вильнюс), переданного Литовской ССР только после 1940 года, рек Вилия и Вильня, на которых стоит город. Топонимика Беларуси в подавляющем большинстве имеют русское происхождение. А ведь это тоже языковое пространство.
Первой столицей Великого княжества был город Новогрудок (Новый городок), заложенный в середине 11 века князем Ярославом Мудрым в западных землях кривичей. Ныне райцентр в Гродненской области. Старое название Гродно – Городня, такое чисто русское название. В русской историографии 19 века Княжество часто называли Литовско-Русским государством. Наряду с Московской Русью можно говорить, полагаю, о Литовской Руси. Никого не хочу обидеть, но современная Литва крайне мало связана со средневековым Великим княжеством. Это скорее, полагаю, современное воплощение Жемайтии.
К 15 веку в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемайтском сформировался западнорусский литературно-письменный язык, на котором было написано множество текстов 15-16 веков – Статуты (Сборники законов), Трибунал Великого княжества, иные государственные и юридические документы.
Известный в Беларуси просветитель Франциск Скорина, уроженец Полоцка, трудившийся в 16 веке, издавал свои книги на русском языке того времени. Униатский архимандрит 17 века Атаназий Селява, обращаясь к православным, писал: «Перед унией (Брестской церковной унией 1596 года) был Скорина, еретик-гусит, который для вас печатал в Праге книги по-руски». Один из наиболее известных трудов Скорины называется «Библия руска». В хрониках Университета г. Падуя на севере Апеннинского полуострова, где он продолжил обучение, Г. Ф. Скорину именуют русином. Не белорусином, не великорусином, а именно русином.
Наставником детей русского царя Алексея Михайловича, в том числе будущего императора Петра I, был Симеон Полоцкий, монах, богослов, поэт, драматург. Более 15 лет был он при московском дворе и скончался в Москве в 1680 году. Его стихотворения и поэмы вошли в сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». По мнению ряда исследователей, Симеон Полоцкий является главным представителем русского литературного барокко и одним из основоположников русского искусствоведения. Им написан трактат по иконописи.
С белорусскими землями Брестской области связан род Фёдора Михайловича Достоевского. В агрогородке Достоево Брестской области сегодня работает музей Достоевского, насчитывающий более 3 тыс. экспонатов.
Заключение Люблинской унии между Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским и Польским королевством в 1569 году, образование федеративного государства Речи Посполитой привело к значительному подавлению западнорусской культуры Белой Руси. Польская католическая шляхта пребывала в этой русско-литовско-польской Федерации в привилегированном положении. Поэтому не случайно, как пишет белорусский историк, политолог Вадим Гигин в своей работе «Костюшко визави Суворов», крестьяне белорусских земель с воодушевлением встречали русский войска под командованием Александра Суворова в 1794 году при подавлении мятежа польской шляхты.
После вхождения белорусских земель в конце 18 века в состав Российской империи происходит подъём народной культуры Белой Руси. А в начале 20 века на белорусском литературном небосклоне появляются такие знаковые фигуры, как Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Кондрат Крапива. И не случайно их судьбы связаны с российскими регионами.
Стоит сказать, что Максима Богдановича привёл в литературу Максим Горький, который был в родственных отношениях с его отцом – Адамом Богдановичем. Они были женаты на сёстрах Волжиных. Часто общались, живя в Нижнем Новгороде. Первые произведения юный Максим написал на нижегородской и ярославской земле. Многие поэтические и публицистические произведения Богдановича написаны на русском языке. Музеи Максима Богдановича работают в Ярославле, Ялте, где он был похоронен. Имя поэта носят улицы не только в Беларуси, но и в Нижнем Новгороде, Ярославле, Ялте.
Так что культуры Белой и Большой Руси связаны многовековым духовным и кровным единством. О нашей общей истории, культурных и духовных ценностях говорил Президент России В.В. Путин. А Президент Беларуси А.Г. Лукашенко отмечал: мы фактически единый народ. Помню его слова на встрече с российскими журналистами «Как русский человек Вам скажу…».
В современной Беларуси памяти своих великих земляков уделяется большое внимание. Это отрадно, и это сохранение памяти выдающихся деятелей культуры нашего единого Отечества.
Андрей АНТОНОВ, зам. председателя Правления ВСД «Русский Лад», первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, секретарь Союза писателей России
(Выступление на круглом столе 7.07.2023 года в Доме Дружбы Ленинградской области, посвящённом 141-й годовщине со дня рождения белорусского песняра Янки Купалы)