А. Афанасьев: «Кто мы сегодня: твари дрожащие или звери ненасытные?»
Мы живём в переломное время. Попали не в некий сумбурный временной промежуток смены исторических вех, а угодили в самый стык эпохального разлома, в его раскалённую сердцевину. На рубеже 1990-2000-х годов мы не просто ушли от советского прошлого как такового, а расстались с монолитом Нового времени, берущего начало в европейском Средневековье (V-XV века) и воплотившегося в Великой русской революции (1917). С падением Советского Союза, попытавшегося практически реализовать вековые народные чаяния и мечты продвинутых европейских гуманистов, Новое время почило в Бозе.
Восторженный апологет Соединённых Штатов Америки Фрэнсис Фукуяма (1952 г.р.) поспешил возвестить в связи с этим «Конец истории» (1992). По Фукуяме выходило, что «старая» история (история старушки Европы) закончилась и началась как минимум двухтысячелетняя «новейшая» мировая история. И писать её отныне будут США. Эту же идею, по сути, отстаивала на практике и Маргарет Тэтчер (1925-2013), поставившая во главу угла мирового развития капиталистическое «открытое общество» и призвавшая все страны мира покориться США и признать их лидирующую и основополагающую роль в созидании «новейшей» истории.
Однако уже начало третьего миллениума, феерически отмечавшегося в США как их собственный национальный праздник, показало поспешность идеологических выкладок Фукуямы и политическую опрометчивость Тэтчер. Глобальный мировой порядок, устанавливаемый под патронажем США, начал трещать и разваливаться, а лукавой либерально-буржуазной идеологии потребовалось мощное силовое подкрепление в виде «цветных революций» и прямых военных действий США в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии и Сирии. Тем самым новоявленный мировой лидер обнажил свою хищническую сущность, обернувшуюся агрессивным индивидуалистическим великодержавным монополизмом Нового света.
***
Вскрывая причины развала Советского Союза, бывший член Политбюро ЦК КПСС, второй человек в руководстве партией Егор Лигачёв недавно сказал: «Это было перерождение группы руководителей-коммунистов, …жаждавших богатства и нераздельной власти». Разумеется, это правда, но далеко не вся. К моменту развала СССР «перерождению» подверглись 12-миллионная партия и тесно связанные с ней комсомол, пионерская организация, советский режим, идеологические структуры и даже службы безопасности. Над всеми этими жизненно важными органами государственной системы уже плотно витал дух формализма, карьеризма, потребительства, иждивенчества, начётничества и самодовольства.
Это была духовная ржа, и она изнутри подтачивала ещё внешне крепкий и вполне жизнедеятельный государственный организм. Его надёжной опорой были народные массы, сплочённые духом товарищества и вкусившие прелестей социальной справедливости, а также всё честное, неподверженное коррозии и не растерявшее чувства благодарности, что ещё оставалось в советской правящей элите. Этой опоры советскому режиму хватило бы надолго, может быть, ещё, как минимум, лет на тридцать. То есть мы могли бы войти в сегодняшний мировой разлом самостоятельной и могущественной силой. Той силой, которая, не будучи подточена и сломлена капитулянтским либерализмом, была бы вполне способна в союзе с КНР окончательно сокрушить изжившую себя капиталистическую систему.
Но получилось всё наоборот. Именно либерализм, с его разнузданной «гласностью», духом свободы ради хаоса и культом толерантности, не только активизировал разрушительные процессы, таившиеся в недрах советской системы, но и открыл внешние шлюзы звериной алчности, обрушившейся на нашу страну и наш народ из ненавистнического зарубежья. Минувшие тридцать лет превратились для нашего народа в жуткий кошмар, в библейские Содом и Гоморру, уничтоженные Творцом за непотребства и бесчестие населявших эти города людей. Сегодня нет такой мерзости и такого бесчинства, случившихся единожды в мире, которые тут же не становились бы достоянием нашей «элиты». Наркомания, алкоголизм, гомосексуализм, садизм, мазохизм, сатанизм и прочие «прелести», — всё это стало обыденностью и превратилось в норму жизни значительной части наших молодых и весьма немолодых людей.
Что же касается упомянутой Лигачёвым «группы руководителей-коммунистов», к которой, между прочим, принадлежал и он сам, то их ждёт суровый приговор истории и нелицеприятный Божий суд, который воздаст каждому из них по личным заслугам. Их преступление перед страной и народом безмерно, а кара должна быть наивысшей. На их совести лежат не только реальные преступные деяния, но и великий моральный ущерб, который они нанесли каждому из нас и всему человечеству. Они убили великую мечту человечества, лишили людей веры в благополучное будущее, осквернили многовековое доверие народа к власти и втоптали в грязь человеческое достоинство. Такому просто не может быть прощения.
Но главная их вина состояла в том, что в 1990-е годы в душу каждого из нас они вселили одновременно и тварь дрожащую, и зверя ненасытного. Лишив советских людей не только будущего, но и хлеба насущного в хаотическом настоящем, властители-временщики сознательно обрекли народ на жалкое, презренное прозябание в вечном страхе перед голодной смертью. Единственным выходом из этого бедственного, нищенского состояния наши «благодетели» оставили лазейку звериной борьбы за каждый кусок хлеба. Это и стало главным стимулом, и моральным оправданием всех преступников, образовавших всеохватное мафиозное сообщество, включающее в себя не только отщепенцев из низов, но и продажных представителей верхов, причём самого разного ранга и калибра.
Сегодня, как и сто лет назад, социальные лифты оказались в российском обществе полностью закупоренными. Причём прежде всего для выходцев из народа. Выход с «этажа» на «этаж» решают не способности и заслуги, а материальный ценз, кровное родство или криминальные связи. Слезливо-сентиментальная «эра милосердия» всё более проявляет себя как чистой воды обманка. Россия, конституционно провозгласившая себя «социальным государством», всё стремительнее движется в сторону тотального хищнического капитализма, причём с большим креном в чубайсовский «либеральный империализм».
***
Россия сейчас находится на распутье. С Европой у нас в принципе не должно быть никаких дел, кроме чистой прагматики. Она тонет и утянет за собой любого, кто попытается её спасти. США смертельно больны «золотой лихорадкой». Общество, в котором национальной мечтой объявлено овладение миллионом, а ещё лучше – миллиардом долларов, добытым любым путём, обречено на погибель. Китай хитрит, разбавляя официально провозглашённый коммунизм то социализмом с «китайской спецификой», то монополистическим капитализмом. Индия продолжает пребывать в полулетаргическом многовековом сне.
По всему раскладу получается, что нам сегодня ничего мудрёного не надо изобретать и ни за каким лидером не следует гнаться. Испокон веков нас спасал народный здравый смысл, исповедующий принцип «золотой середины». Да и вообще, мне кажется, мы вступаем в новую эпоху – Эпоху Здравого Смысла. В чистом виде возврата к советскому прошлому в России не может быть, хотя бы потому, что мы стали совсем другими людьми: более взрослыми, более умудрёнными и более опытными. Но это-то и должно побудить нас не отбрасывать целиком советский опыт, а основательно проанализировать его и бережно взять из него всё самое ценное. Эксперименты кончились, они дали определённый результат, а главное – у нас уже есть опыт, который даже не снился другим народам.
Что касается предложенной нам сверху в 1990-е годы альтернативы между тварью дрожащей и зверем ненасытным, то здесь не всё так плохо, как может кому-то показаться на первый взгляд. Разумеется, тридцатилетняя идеологическая, организационная и экономическая обработка молодёжи и всего населения страны в этом направлении со стороны олигархата и либеральной элиты не могла пройти бесследно. И тварей дрожащих, и зверей ненасытных у нас сейчас, к сожалению, хватает. Но, к счастью, уже не они определяют погоду в доме. Моральный климат в стране всё больше начинает зависеть не от них, а от «глубинного народа» или, по исторической аналогии, того «болота», которое провозгласило Первую французскую республику (1792) под лозунгами — «свобода, равенство и братство».
Если измерять всё цифрами — в штуках, литрах и граммах, — то счёт тварей дрожащих и зверей ненасытных у нас сегодня идёт на тысячи. Это не просто много, а преступно много, особенно если учесть, что вся эта братия приватизировала у нас самые хлебные места в политике, экономике и социальной сфере, а также оккупировала Интернет, шоу-бизнес и СМИ. Более того, именно они, эти твари и звери, загадили выдающуюся российскую культуру, испоганили классическое российское образование и разгромили образцовое народное здравоохранение. При этом они нагло паразитируют на чужом труде, похваляются роскошными виллами, дворцами, яхтами, меняют, словно перчатки, своих молодых жён, любовниц и бойфрендов. И не замечают, что пируют они во время чумы и всенародной беды. Или замечают, но фрондируют: это их возбуждает, добавляет кайфа.
Но есть в России и другой счёт, который идёт уже не на тысячи, а на миллионы. Именно миллионы россиян, несмотря на все соблазны, искушения, угрозы, лишения и гонения, не поддались мыслимому и немыслимому, внешнему и внутреннему давлению и сохранили в своих душах человечность, а в умах – народный здравый смысл. Право- и левофланговыми у них являются те, кто, с одной стороны, живя в достатке, оберегают свои души от осквернения алчностью, а также те, кто, с другой стороны, впав в бедность, не теряют человеческого достоинства и из последних сил оберегают себя от нищеты.
На Западе Россию часто называют «страной бедных», и то по-христиански жалеют россиян, а то по-звериному презирают и нещадно их грабят. Но мы не нуждаемся в чужой жалости и не заслуживаем горделивого презрения. Наша бедность вовсе не «порок» и уж, тем более, не «свинство». С одной стороны, бедность российского народа является его привычным состоянием в силу того, что в мире всегда было слишком много стран и народов, которые, нуждаясь в нашей помощи, весьма часто получали её от наших сердобольных правителей за народный счёт. В этом случае наша бедность является обратной стороной нашего национального великодушия и нашей безрассудной щедрости.
С другой стороны, наш народ воспринимает бедность совсем не так, как другие народы. Вряд ли ещё где-то в мире найдётся народ или хотя бы один человек, который выразил бы своё жизненное кредо следующим образом: «Не` жили хорошо, — не хрена и привыкать!». Здесь хорошая жизнь мыслится, с одной стороны, как случайное и очень кратковременное явление, после которого обязательно начинается спад и непременное ухудшение жизни. С другой стороны, хорошая жизнь воспринимается нашим народом как измена самому себе, как некий опасный сбой, как накликание на себя тяжких бед и лихих напастей. А потому, с здравомысленной точки зрения нашего народа, лучше жить бедно, но надёжно, ложась спать с полупустым желудком, но с чистой совестью.
***
Сегодня, по прошествии 30 лет жесточайшего и бесчеловечного либерально-буржуазного эксперимента над нашим народом и каждым из нас, уже можно подвести некоторые итоги. Да, в народе нашлось немало отщепенцев и в личном плане обнаружилось довольно много нелюдей. Социологи, например, недоумевают, как получилось, что всего 22 человека в России за 30 лет стали обладателями суммарного богатства, превышающего достояние всего российского народа?! А чему здесь удивляться, — ведь это и есть главный итог либерального эксперимента и его великое достижение.
При этом социологи твердят об ужасающей социальной пропасти между богатыми и бедными в нашей стране, но не замечают ужасающего духовного перерождения индивидов, которые в погоне за богатством полностью утратили человечность, единственно отличающую человека от дикого зверя. И это, я думаю, главные потери, понесённые нашим народом в ходе бесчеловечного эксперимента. Вместо людей честных, гуманных и справедливых, которые всегда ценились нашим народом и являли собой предмет гордости нашей нации, мы получили ныне надменный, циничный и горделивый эрзац грязи, бесчестности, предательства и вероломства, выдающий себя за новую знать, истеблишмент и российскую элиту.
Главным же российским приобретением в эту годину величайшего исторического и всечеловеческого испытания является то, что наш народ, неся большие физические и моральные потери, всё же выстоял, не сдался, не капитулировал перед такими превосходящими силами, которые сломили бы любой другой народ. Да, китайцы многого добились в современном мире. Но не за счёт отстаивания общечеловеческих ценностей, а исключительно путём уступок, компромиссов, лукавства и огромной мобилизационной работы в интересах своей нации, своего народа, своей цивилизации. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
На развалинах Сталинграда после войны можно было прочесть надпись: «Выстояв, они победили смерть!». И это правда. Тогда речь шла о дальнейшем физическом существовании нашего Отечества, по сути, каждого из нас. Сейчас вопрос выживания человечества стоит в другой, духовной плоскости, — в плоскости сохранения в человеке и человечестве человеческого достоинства. И снова в эпицентре новой мировой войны стоит Россия. Именно её, в острастку другим странам и народам, мировые силы зла решили поставить на колени, мокнув головой в унитаз. И именно в силу этого цена нашей духовной стойкости чрезвычайно велика: выстояв, мы утверждаем на Земле жизнь и спасаем человека в человеке, спасаем самоё человечество.
Нам и осталось-то всего ничего: по Аркадию Гайдару, «день простоять и ночь продержаться». И тогда придут «наши» – люди с чистым сердцем, крепким духом и здоровым разумом, которые без всяких почестей похоронят злобный, хищнический капитализм в одном гробу вместе с лживым и лукавым либерализмом. Похоронят и на расчищенном от гнилья месте создадут заново общество, в котором нравственной личности будет воздаваться соответствующее личное, трудовому народу – справедливое народное, народо- и боголюбивому кесарю – достойное кесарево, а Богу – самое высшее и самое истинное, Богово.
Убеждён, что в этом случае в мире установится мир и нормальный порядок, а в человеке – разумность и человечность.
Александр АФАНАСЬЕВ
Источник: «РУСО»