73 секунды до гибели. Вернуть поруганную честь российским летчикам

73 секунды до гибели. Вернуть поруганную честь российским летчикам

25 декабря 2016 г. при вылете из аэропорта Адлер над морем потерпел аварию самолет Министерства обороны (МО) Ту-154. В катастрофе погибли 92 человека: 64 артиста Ансамбля имени Александрова, 11 членов экипажа, Елизавета Глинка (доктор Лиза) и др. Самолет направлялся из подмосковного аэродрома Чкаловский на авиабазу Хмеймим с целью поздравления российских военных с Новым годом.

Для изучения причин трагедии было возбуждено уголовное дело по ст. 131 УК «Нарушение правил полета» и создана Государственная комиссия по расследованию авиационного происшествия в районе аэропорта Сочи. Комиссию возглавил министр транспорта Российской Федерации М. Соколов, первым заместителем назначен начальник службы безопасности авиации ВС России генерал-лейтенант С. Байнетов. В ее состав вошли представители Министерства обороны, Минтранса, Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Министерства промышленности и торговли, авиационного концерна «Туполев».  

Рассматривались пять основных версий: попадание в двигатели самолета посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка в технике пилотирования, техническая неисправность самолета, террористический (диверсионный) акт. Пятую версию – версию взрыва, отклонили без доказательств, аргументируя, что ее просто не могло быть. Генерал С. Байнетов прямо заявил, что «…взрыва на борту не было. Это я могу сказать вам точно». Еще более категорична фраза председателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации В. Озерова: «Версию теракта я исключаю полностью. Ведь это самолет Минобороны, воздушное пространство России, здесь не может быть такой версии».

Найденные «черные ящики» оказались, как было заявлено, устаревшей конструкции, с трудночитаемой из-за изношенности лентой, что значительно осложнило их обработку. Для этого в МО не оказалось специалистов, и регистраторы передали гражданским экспертам из МАК. Там информацию переформатировали в 3D-видеореконструкцию: высота полета, скорость движения, режим работы двигателей, произнесенные экипажем слова и выполненные действия. Выводы из этой информации оказались шокирующими. Полет начался в 5.25 и продолжался 73 секунды. В течение первой минуты экипаж не совершил ни одной серьезной ошибки. Лайнер набрал высоту примерно 120 метров, скорость 360–370 км/ч. В следующие 10 секунд на борту возникла нештатная ситуация. Командир экипажа, 35-летний майор Роман Волков, вместо продолжения набора высоты неожиданно перевел машину в снижение. Действия оказались «самоубийственными». Характерно, что самолет почему-то снижался с задранным вверх носом, об этом есть свидетельства очевидцев. При левом вираже, задев крылом поверхность моря, самолет погрузился в воду и исчез с экранов локаторов. Картинка прямой траектории полета от взлета то катастрофы доминирует в представлениях СМИ и восприятии населения. 

Итоговое заключение комиссии гласит: «По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к ошибочным действиям с органами управления воздушным судном». Это называется соматогравитационной иллюзией, т.е. дезориентацией пилота, положившегося на собственные ощущения, а не на показания приборов. Поэтому в декабре 2019 г. уголовное дело прекратили из-за отсутствия состава преступления, поскольку командир оказался, по сути, психически недееспособным. 

Соответственно, причину его неадекватного поведения ищут по административной линии: изучают медицинскую карту и результаты прохождения психологических тестов; опрашивают инструкторов, учивших майора летать; выясняют, правильно ли был организован отдых экипажа перед рейсом и т.д. Появились свидетели и эксперты, утверждающие, что перед вылетом у Волкова якобы возникли психические проблемы с ориентацией: затруднение в определении местоположения самолета на аэродроме, непонимание, с какой из двух полос взлетать и др. Есть мнения, что командир был пьян и матерным криком ввел экипаж в панику, упустил контроль за параметрами взлета и отвлек коллег от работы. Катастрофе способствовали «эмоционально-физиологическое утомление» экипажа и отсутствие у командира «устойчивых навыков» пилотирования в сложных ситуациях. Негативную оценку его действий дал пилот первого класса А. Литвинов: «Летчик, который роняет в море абсолютно исправный самолет – недоученный, малоопытный, уставший».  

В таком случае ответственность за трагедию, считает комиссия, должны разделить с погибшими летчиками их командиры. Высказывается мнение о непрофессионализме работников аэродрома Чкаловский: на ответственный полет направлен «неслетанный» экипаж, подобран нелучший состав, собранный в последний момент из разных эскадрилий. Нарушено около двух десятков ведомственных инструкций, предписывающих руководителям следить за подготовкой пилотов. Для таких полетов надо сажать за штурвалы военных летчиков. 

Каково родителям Романа Волкова читать это заключение? С какими мыслями живет его жена? Как рассказать сыну о халатности отца, виновного в гибели 92 человек? Роман шел по отеческим стопам: после окончания школы поступил в летное училище в городе Балашове, затем был переведен в Москву, где проживал с женой и тремя ­детьми.  

Совершенно иной представляется траектория полета Ту-154 исходя из документированных фактов. Изложенный ниже материал представляет совокупность имеющихся в открытом доступе свидетельств и мнений многочисленных экспертов. На 73-й секунде самолет не утонул, а неожиданно стал резко разворачиваться вправо. В 5.27 он исчез с экранов радаров на расстоянии шести километров от берега. Дальше по ходу было обнаружено масляное пятно. Пролетев еще пару километров, самолет упал в воду, не долетев до берега 1,5 км.  

По мнению Героя России летчика-испытателя М. Толбоева, причиной резкого поворота могло быть «изменение структуры механизации самолета». А это несинхронность закрылок. Хотя возникновение разбалансировки, утверждает заслуженный пилот России Ю. Сытник, тут же автоматически корректируется. Об этом свидетельствует и текст переговоров экипажа: 

– Высота полсотни, фары выключены, убраны.

– Высота 120, командир, скорость 330.

– Закрылки пятнадцать.

– Пятнадцать.

– Триста полсотни, командир.

– Ух, е-мое, доубираются (синхронно) … (сдавленно) что за …?!

(звук аварийной сигнализации в кабине, сирена прерывисто)

– Что такое?!

– Опасно, земля. Че …?!

– Что вы делаете …?

– А че я сделаю, если закрылки (синхронно)?

–  Командир, падаем.

https://avia.pro/news/chto-vy-delaete-opublikovany-peregovory-pilotov-razbivshegosya-tu-154-nad-chyornym-morem

Штатное положение обоих закрылок подтвердил осмотр крыльев, поднятых после аварии со дна моря. Тогда какая сила развернула за несколько секунд самолет на 1800? Это – ключевой момент расследования. «На высоте 120 м они не могли вправо развернуться. Почему он на такой малой высоте начал разворачиваться? Вот вопрос», – констатирует М. Толбоев. Почему пилоты не подали сигнала аварии? 

Дефекты самолета и неполноценность экипажа отвергаются при ознакомлении с их характеристиками. Ту-154, вылетевший 25 декабря в полвторого ночи с аэродрома Чкаловский, был литерный, т.е. имел двойной экипаж. В такие полеты всегда готовятся два самолета – один основной, другой запасной. Оба облетываются по коробочке 30 минут. После чего сдают записи самописцев на расшифровку. При малейшей неисправности основной борт меняют на запасной. Перед этим вылетел первый борт с реквизитом и багажом артистов, приземлившийся в Латакии. Экипажи на аэродроме Чкаловский – опытные военные, обученные работе в чрезвычайных ситуациях. Ответственность высокая, как и подготовка. Это элитное подразделение, которому часто приходится перевозить руководство МО. Что касается Р. Волкова, он имел около 4 тысяч часов налета, в том числе 1,5 тысячи на Ту-154. Отзывы о нем коллег и командиров самые благоприятные.

В 03.43 самолет совершил техническую посадку в аэропорту Адлер для дозаправки, без погрузки-разгрузки и высадки пассажиров. Нарушений загрузки самолета не заявлено. По оценке экспертов, дозаправка могла продолжаться около получаса. А самолет оставался на стоянке еще примерно час, без объяснимых мотивов. Вылет состоялся в 5.25. По свидетельству сослуживцев, Р. Волков неоднократно летал по этому маршруту, знал все особенности захода и выхода в квадрате, где потерпел крушение. Метеоусловия благоприятные, видимость 10 км, эргономика окон кабины обеспечивает широкий внешний обзор. Через минуту – высота 120 метров, сзади в 1,5 километрах – освещенная иллюминацией береговая полоса. Всё в штатном режиме. 

Тогда какая сила за несколько секунд при скорости 360 км/час неожиданно развернула тяжелый лайнер на обратный курс? Если это не закрылки, значит, возникла иная поворотная энергия. Ею мог оказаться взрыв в правой части фюзеляжа, изменивший механизацию самолета. Из-за отрыва большого куска обшивки фюзеляжа возникшая дыра могла стать «разворачивающим парашютом». Версию взрыва высказал одним из первых В. Жириновский на передаче «60 минут» 26 декабря 2016 года. Об этом заявил и председатель Общественного совета при межрегиональном следственном управлении на транспорте Следственного комитета России С. Груздев. 

На траектории полета обнаружено масляное пятно. Важно, что оно появилось до падения самолета в воду. Это мог быть вылившейся из баков разорванного крыла керосин. А через 1–1,5 км – основные обломки корпуса и останки одиннадцати тел членов экипажа. При падении с небольшой высоты удар самолета о воду не мог развалить его на мелкие части. Корпус остается целым. Тем более что речь идет о модели Ту-154 Б2 с усиленным каркасом. Это очень крепкая машина, устойчивая к разрушению благодаря использованию прочных металлов для полетов в экстремальных условиях. При ударе о воду на скорости 350 километров в час с высоты 120 метров она не могла разрушиться на 2000 фрагментов и мелких обломков. 

Министр транспорта РФ М. Соколов объясняет разброс обломков в разные стороны сильным течением. Но прибрежное течение в этом районе однонаправленное и не очень сильное. Оно не могло за несколько часов переместить на километры и в разные стороны погруженные в песок очень тяжелые предметы. На удалении 1600–4500 метров друг от друга обнаружены двигатель, стойка шасси, тяжелые элементы обшивки фюзеляжа. 

В пользу версии взрыва служит вспышка в ночном небе, зафиксированная береговой камерой видеонаблюдения в момент падения самолета. Наиболее полное расследование механизмов катастрофы изложил в интервью газете «Комсомольская правда» президент Союза экспертов России «АС» Ю. Антипов, используя фотографии фотокорреспондента В. Веленгурина («КП», 11.01.2017 г.). По его мнению, версия взрыва на борту наиболее полно описывает имеющиеся факты. Отправным моментом для расследования стала часть фюзеляжа, вырванная с правой стороны в районе второй двери над багажным отсеком (обозначено желтым квадратом). 

Вырванная часть оказалась еще и сложенной, как книжка, по траектории, изображенной зеленой стрелкой. Складывание фюзеляжа вдоль пола пассажирского салона имелось и у другого фрагмента обшивки: слева – стенка пассажирского салона, справа – грузового отсека. В нем, вероятно, и случился взрыв. 

Мощная взрывная волна разорвала борт снизу и откинула стенку багажника вверх, ударив об обшивку пассажирского салона. На ней остались симметричные следы. От большой температуры стенки багажного отдела стали коричневыми, с обгоревшей краской. А в пассажирском отделе, отгороженном полом, стенки сохранили естественный светло-салатовый цвет. 

Торможение воздухом через разорванную обшивку дало эффект парашюта. Возникла тяга вправо. Плюс заглох правый двигатель, еще и ударившийся о корпус. На трактах забора воздуха правого мотора обнаружено вещество, похожее на распыленные мелкодисперсные продукты взрыва, отмечает генерал-майор авиации И. Семенченко. Пилоты, не видя повреждений, не понимали суть происшедшего. Через дыру в полу салона стали вылетать разорванные тела людей, вещи, рассеиваемые по большому радиусу. Отсюда – огромное количество разбросанных человеческих фрагментов, хотя высота была всего 120 метров. 

Из разрушенного крыла вылилось топливо. Поэтому первое масляное пятно обнаружено не в месте падения, а за 1,5–2 км раньше. Облегченная от потери груза передняя часть самолета вызвала разбалансировку корпуса. В результате нос корабля оказался приподнятым. Сохраняя полетную живучесть, оставшаяся часть продолжала разрушаться в управляемом полете под действием аэродинамических сил. 

Левый двигатель нашли без существенных деформаций. Позднее нашли правый, у которого половина лопаток турбины оказалась срезанной. Такой характер повреждений опровергает версию попадания в двигатель птицы. Скорее всего, в него залетели металлические части разорванной обшивки, расположенной впереди двигателя. 

Отрицая версию взрывной волны, следствие утверждает, что на обломках не было выгибов металла наружу. Тогда как на самом деле их большое количество. Например, хорошо виден закрученный наружу выгиб большого фрагмента фюзеляжа. 

Мощностью взрыва объясняются около 2000 мелких обломков корпуса, отсутствие кресел с пристегнутыми пассажирами, свыше двух сотен останков человеческих тел, разбросанные личные вещи, документы. 

Как могла взрывчатка оказаться на борту военного самолета? Подложить ее в Чкаловском невозможно. Остается Адлер – обычный гражданский аэродром, не приспособленный для тщательного контроля, имеющий массу текущих недостатков. Только за 20 дней, с 3 по 23 января, в нем зафиксировано 163 грубых нарушения приказа Министерства транспорта. Однако небольшой заряд взрывчатки не мог разнести Ту-154 Б2 на мелкие кусочки. По мнению Ю. Антипова, требуется более мощный источник взрыва. Эту версию поддерживает генерал-майор авиации И. Семенченко: ведь обломки самолета оказались разбросанными не только вглубь моря, но и в сторону побережья на расстояниях по 12–14 километров.

На берегу нашли одну ногу шасси: «...как она могла прилететь за шесть километров, где основные обломки лежат... эта шассии – тяжелейшее устройство, сделанное из стали, титана, как она могла оказаться на берегу...», задает вопрос заслуженный пилот Ю. Сытник. Вполне вероятно, что под прикрытием дозаправки было загружено вооружение для Сирии. На это и потребовалась стоянка около 1,5 часов. Неожиданное ощущение загруженности лайнера почувствовал Р. Волков при выруливании на взлет, назвав его «тяжелый». Тогда понятно, почему пассажиров перед заправкой не вывели из самолета, нарушив требования безопасности, а командира пригласили в аэропорт. Цель – обеспечение секрет­ности. 

На эту версию есть возражение, что дозаправку планировали сделать в Моздоке, но из-за метеорологических условий перенесли в Адлер. То есть прилет в Адлер – это случайность, там ничего не готовили. Однако погода в Моздоке на то время была вполне летной: скорость ветра – один метр в секунду, видимость хорошая. Тогда как в Адлере – сплошная облачность, ветер 2–5 метра в секунду. Возникает вопрос – кто и откуда позвонил командиру с приказом на изменение первоначального курса?  

Трудно поверить, что военный груз был плохо закреплен и при плавном наборе высоты на первой минуте самопроизвольно взорвался. Вероятно, кто-то мог что-то подложить или дистанционно вызвать детонацию. Тем более что все делалось в спешке, о чем свидетельствуют родственники погибших артистов. Решение о полете ансамбля в Хмеймим возникло после доклада министра обороны президенту страны о взятии Алеппо, в котором большую роль сыграли российские военно-космические силы (ВКС). 

Аналогичная трагедия случилась 31 октября 2015 г. с аэробусом A-321 в небе над Синайским полуостровом – самая крупная авиакатастрофа за всю историю отечественной авиации. Погибли 224 россиянина (217 пассажиров и 7 членов экипажа). После взлета через 23 минуты самолет потерял радиосвязь и пропал с радаров. В течение двух недель правительственные СМИ объясняли случившееся техническими дефектами самолета. И только международное расследование позволило доказать наличие террористического акта. Самодельное взрывное устройство находилось в отсеке негабаритного багажа, заложенное сообщником террористов – сотрудником сервисной службы аэропорта Шарм-эш-Шейха. Характерно, что катастрофе, как и в случае с Ту-154, предшествовали успешные боевые действия сирийской правительственной армии, обеспеченные активной поддержкой российских ВКС.

Нельзя исключить, что ценой наших побед в сирийской гражданской войне стали 316 погибших страшной смертью россиян. По мнению генерал-майора авиации И. Семенченко (ведущего советника комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в 2003–2013 гг.), длительное замалчивание и беспрецедентная закрытость властей в информировании летного сообщества и общественности о результатах расследования обескураживают, порождают массу новых вопросов, слухов и домыслов. Разумная гласность необходима, чтобы в настоящем и будущем избежать повторения подобного. 

Представленные факты радикально меняют оценку профессиональной компетентности погибшего экипажа. Это – герои, до конца пытавшиеся дотянуть самолет до аэродрома. Но оклеветанным оказался один – их командир. Притом что едва ли в истории гражданской авиации случалось, когда в течение минуты пилот управлял самолетом с разорванным фюзеляжем. Стыдно нам будет, если не восстановим справедливость. Необходимо найти родителей и жену Романа Волкова, извиниться за нанесенную им клевету и поклониться его памяти. А дети пусть гордятся своим отцом, достойным подражания гражданином Отечества. 

Материал является официальной позицией Совета Общероссийского офицерского собрания.

Военные эксперты: В.И.  МИЛОСЕРДОВ, полковник КС, А.В. ПАВЛОВ, полковник МА

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024